Психическое развитие новорожденного

Психическое развитие новорожденного

Существует много психологических школ, которые настолько отличны друг от друга, что тяжело понять, что зачастую сложно понять, что же их объединяет. Это, конечно, шутка.

Несмотря на разницы в подходе к методам, все же все школы психологии ориентированы на одно. И, кроме этого, они сходятся во мнении, что рождение является самым тяжелым переломным моментом в жизни каждого человека. Психологи называют этот переломный момент кризисом новорожденности.

Различные ученые и науки (например, педиатрия и антропология) под новорожденностью понимают разный возраст. В настоящий момент по международной классификации под «новорожденностью» понимают возраст от десяти дней до двух месяцев. В целом же этот возраст все равно не выделяют во что-то отдельное и считают «стартовой» частью младенчества.

Среди прочих наших человеческих отличий от животных, известных всем, есть еще одно – человек рождается абсолютно стерильным в поведенческом смысле. Все навыки, необходимые ему для дальнейшей жизни, появляются у него в течение жизни и, в том числе, в период новорожденности.

Человек, рожденный без патологии, приходит в этот мир со следующими возможностями: он может видеть, слышать, различать вкус и запах, и буквально через два часа новорожденный может отличить запах матери от всех остальных запахов. Кроме этого, новорожденный способен чувствовать прикосновение, давление и ощущать боль. При этом самыми чувствительными ко всем воздействиям у младенца являются губы, ладони и лоб, остальное тело «догонит» чуть позже.

Интересно, что в первые десять дней дети отличаются по свои предпочтениям: им «нравятся» более сложные в пространственном смысле объекты, движущиеся и неправильной формы. Доношенные дети, рожденные без патологий, обладают целым набором безусловных (или врожденных рефлексов) – это ориентировочные, пищевые, защитные рефлексы. По ряду из них педиатр и невропатолог оценивают развитие ребенка и наличие нормы или патологии в развитии не только нервной системы, но и всего организма. К концу первого месяца жизни у малыша появляются и приобретенные – условные – рефлексы.

Мамам следует знать и помнить, что у новорожденного чувства абсолютно нераздельны с эмоциями, ощущения не дифференцированы от эмоций и если ребенку плохо, то ему плохо везде.

Однако у новорожденного кроме целого набора безусловных рефлексов, которые призваны помочь ребенку выжить в этой абсолютно новой среде (некоторые исследователи сравнивают среду, в которую перешел ребенок из маминой матки с выходом в открытый космос), есть «склонность» к быстрому формированию рефлексов условных – то есть приобретенных в данных условиях для решения каких-то задач.

Новорожденные развиваются весьма стремительно, как бы продолжая те «скорости», которые набрали внутри маминого живота. Так, слуховое сосредоточение (то есть способность сосредоточиться на звуках и слушать их специально, выделяя из общего фона) появляется у новорожденных на 2 – 3 неделе, зрительное сосредоточение уже на 3-5 неделе жизни. В целом уже к концу первого месяца завершается переход к новым условиям жизни (вне матки) и создаются предпосылки для последующего индивидуального развития. При чем эти предпосылки буду «рулить» всем. Чрезвычайно важно для развития и формирования здоровых предпосылок общение новорожденного с родителями, особенно с матерью. Доказано, что общение – важнейший фактор общего психического развития новорожденного, а затем младенца, ребенка и в целом – человека.

Общайтесь со своими детьми, помните, через что они прошли в родах и что ваше родительское поведение с самых первых минут жизни создает основу для будущей жизни ребенка.

Кiлькiсть переглядiв: 16

Коментарi

Для того, щоб залишити коментар на сайті, залогіньтеся або зареєструйтеся, будь ласка.